Мое ремесло

Творим, ваяем, создаем

История резьбы по дереву

апреля29

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обес­печивал себя всем необходимым для жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В праздники и часы досуга веселили душу залихватские наигрыши на деревянных музы­кальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

А звонкоголосый деревянный рожок был непременным спутником деревенского пастуха, С песней рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни.

Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще ь XVI11 веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы).

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то сс старались выявить и подчеркнуть.

1Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или укра­шались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядочен­ных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Мшгойской эпохе (3-2 тыс, до н- э.).

резьба по дереву история

Это всевозможные сочетания треуголь­ников, ромбов, витых линий, точек, завитков нт. п.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

символы резьбы по дереву

розетка с лучами идет просто круг - символ солнца, жизни

спираль - вихрь, беспокойство, буря;

капля - вода, зерно, символ жизни;

клетка - поле, какое-либо пространство;

ромб - мощь, сила, удача;

крест - человек, душа;

точка - первооснова всего;

4

вертикальная линия - возвышенность;

горизонтальная линия - покой, спокойствие;

волнистая линия - движение;

ломаная линия - противоборство.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов,

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие на­ших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

5

Если вырезали коня, то также ждали в доме Бо­жьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

6

7

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение тода, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяй­ский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лиш­ний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.

А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4-5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отра­зилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью гео­метрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска,

ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент* на столе. И нужен он ежедневно.

Даже тогда, когда ложки стали делать из металл a , деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей*, И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадле­жала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А де­лалось это из соображений гигиены - «чтобы засды не попадали» (заедами называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи).

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр Т, отправляясь в путеше­ствие ло Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в поле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством. И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

8

Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчипкие мастерские, которые занима­лись декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положив­шие начало созданию оружейной палаты.

В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось госу^ дарством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; пре­красно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты.

Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васне­цов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов - много еще можно было бы вспом­нить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столяр­ную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова дере­вень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В со­ветский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение*, которая преобразована ныне в Абрамцевское худо­жественно-промышленное училище, где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, явля­ющейся разновидностью рельефной резьбы.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не толь­ко в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-при клади ого творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство ни­когда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.

100054330348659

Comments are closed.